Чип-тюнинг: не все так страшно, как звучит

Chip tuning - это изменение программы управления двигателем. Как правило, при калибровке не меняются параметры, имеющие критическое значение для работы двигателя: алгоритм работы, самообучение, работа датчиков. В основном меняются калибровки: угол опережения зажигания, качество и количество топливо-воздушной смеси.


Как правило, бензиновые двигатели тюнингуют на так называемую "низовую" динамику. При этом наибольший крутящий момент развивается на более низких оборотах, например, на 2300 вместо 3700. В результате машина легче разгоняется, бодрее идет в горку, лучше тянет кондиционер.

Почему серийные автомобили идут с завода заведомо не с самыми лучшими параметрами? Ведь чип-тюнинг чаще всего не предусматривает замены каких-либо важных деталей, меняется только прошивка блока управления. На самом деле, при конструировании двигателя его настраивают на идеальные показатели, но потом в работу включаются маркетологи, технологи, специалисты сервисов, которые вносят свои требования по части запаса прочности, цены комплектующих, усреднения характеристик. Производители предпочитают стабильную четверку вместо не всегда достижимой в серийном производстве пятерки с плюсом.

Когда же речь идет о штучной настройке, чип-тюнеры имеют полную свободу действий: более точная настройка программы, устранение защиты "от дурака", сдвиг допусков и отсечки топлива позволяют творить с машиной настоящие чудеса. Серийные машины отличаются в хорошую сторону тем, что к ним гораздо легче составить простой набор из 3-4 предустановок. Для таких машин, как Hyundai Accent или ВАЗ-2107 их, как правило, три: эконом, динамичная, спорт. Последняя дает сумасшедшую динамику, но и не менее масштабный расход топлива. Однако любая из грамотно подобранных установок мало влияет на ресурс двигателя и экологичность выхлопа, ведь в основном чип-тюнингом добиваются как раз более полного сгорания смеси. А общий прирост мощности, достаточный для ощутимого изменения динамики, составляет около 5 процентов, что вполне укладывается в запас прочности серийных моделей.

Самое главное: если вы решились на чип-тюнинг, лучше не идти в соседний двор к дяде Васе и не искать чип-тюнеров по дешевым газетам среди объявлений "монтаж лвс недорого" и "лучшие строители Азии". Наибольший шанс получить нормальную настройку чипа вам дадут организации, специализирующиеся на конкретной марке машин. И не стоит удивляться, что чип-тюнинг стоит недешево: в проектирование прошивок вложено немало умственного труда, а результаты прошли множество опытов на "мышах", не все из которых остались после проб на ходу.